Skip to Content

Съёмка под землёй

Специфика подземной съёмки

Хочется сразу оговориться: эта статья не в коем случае не претендует на звание всеобъемлющего руководства или истины в последней инстанции, и предназначается для тех, кто только решил заняться подземной фотографией. Автор её не является матёрым фотографом, собаку съевшим в таких делах, а просто описывает шишки, набитые им самим с тех пор, как он встал на эту скользкую и тернистую дорогу, в скромной надежде на то, что помогает вам избежать набития оных самостоятельно.

Как и любой вид человеческой деятельности подземная фотография имеет как положительные, так и отрицательные стороны, свои плюсы и минусы, свои особенности и свойства. Если вы решили ей заняться, то надо полагать, что упоминающиеся ниже плюсы перевешивают минусы (также упоминающиеся ниже).

Основные минусы пещерной фотографии сводятся к следующему:

* плохая - а точнее сказать никакая - освещённость объектов съёмки;
* удалённость и труднодоступность оных;
* повышенные требования к прочностным и массогабаритным характеристикам аппаратуры;
* наличие у фотографа не только навыков непосредственно фотографии, но навыков прохождения пещер.

Основные плюсы таковы:

* в отличие от фонтана на площади Ленина или храма на площади Славы, рухнувшую колонну в Серафимовской видело и фотографировало не в пример меньше народу, есть шанс сделать уникальный снимок;
* при всей своей специфичности подземный мир очень красив, и затраченные усилия вам с лихвой возместит действительно неповторимый кадр;
* пункт первый недостатков при внимательном рассмотрении также оборачивается достоинством: используя лишь свой свет вы при должном умении сможете буквально"рисовать" кадр лучом света, просто игнорируя всё ненужное. Иными словами, в вашем распоряжении идеальная студия, правда без оборудования...

А теперь разберём эти пункты подробнее.

Освещённость. Свет является краеугольным камнем любой фотографии. В случае же с подземной съёмкой он является целиком и полностью творением фотографа. Здесь нельзя использовать естественный свет, приспосабливаясь к нему - освещение в дыре лежит целиком и полностью на плечах (или на совести) фотографа.
Рассмотрим варианты.
Вспышка. Даже хорошая встроенная вспышка даёт, как правило, достаточно печальный результат. Ею неплохо передаются формы, но достаточно посредственно объёмы и цвета, а главное сама атмосфера подземного мира. Лучше применять в сочетании с другими источниками света, либо несколько и внешних.
Фонарь. Поскольку мощности используемых налобников, как правило, бывает недостаточно для создания нужного для съёмки на малых выдержках уровня освещения, рекомендуем использовать в сочетании со штативом и длительной экспозицией.
Свечи. Используются для получения особо красивых и эффектных кадров. Хороши для макросъёмки, в сочетании с фонариками и цветными фильтрами позволяют получить яркое и эффектное цветовое решение. На длительных выдержках годятся и для средних дистанций.
Ацетиленка. Даёт очень яркое пламя и, в отличие от вспышки, глубокие, чёткие тени. Желательно, чтобы фотоаппарат и ацетиленка находились у разных людей. Позволяет вести съёмку со средних дистанций без штатива и вспышки и при этом получать объёмные снимки. Отлично подходит для съёмки больших залов.

Удалённость и труднодоступность. В случае с дальневосточными пещерами не столь существенные факторы как, например, в Крыму или на Кавказе, но тем не менее, таскаться по 12-20 часов по Приморскому Великану, Риммской или Солянику со всей аппаратурой то ещё удовольствие. Из этого, кстати, и вытекают последующие пункты: требования к аппаратуре и фотографу.

Требования к аппаратуре. Здесь следует учесть, что таскать большинство ваших причиндалов вам придётся на себе, а следовательно они должны быть по возможности лёгкими и компактными. Условия передвижения и съёмки тоже будут далеки от идеальных, так что рекомендую заранее позаботиться о влаго- и ударозащищённости вашей камеры. И, кстати, ещё одна мелочь: запаситесь батарейками; на холоде, да при регулярном использовании вспышки они быстро садятся. Да и "Дюрасселки", честно говоря, давно уже стали фуфлом, надолго не хватает. Позаботьтесь заранее о трансах, рюкзаках и кофрах.

Фотограф. Если вы никогда не ходили под землю - мужайтесь. Попытка надёжно установить штатив в каком-нибудь меандре со стороны смотрится комично. Но только со стороны. Если вы человек эмоциональный - изматеритесь, пока достигнете желаемого результата. Кроме того, после прохождения Соляника "штанами" первоначальный энтузиазм как-то гаснет, и вместо того, чтобы восхищённо метаться, щёлкая красоты подземли направо и налево, отупело карабкаешься к выходу с мыслью о тепле, еде и крепком здоровом сне. Я уже молчу о более серьёзных пещерах. Но если у вас хватит-таки силы и воли на то, чтобы остаться фотографом до конца, то думаю вы не пожалеете о том дне, когда решили заняться подземной фотографией.

Ну и ряд различных советов. Например при съёмке в условиях дальневосточных пещер - особенно при использовании вспышки - кадр часто может быть испорчен паром изо рта. Происходит это оттого, что средняя температура в дыре - около нуля, и это надо учитывать, задерживая дыхание перед тем, как нажать на кнопку спуска. В более тёплых районах планеты эта проблема не столь актуальна. При макросъёмке для подсветки объектов удобно использовать цветной свет различных зажигалок с подсветкой, брелков и прочей мишуры. Они, как правило, легки, компактны, и дают достаточно яркий, хотя и кратковременный свет. Диоды налобника дают не белый, а голубой свет - это стоит учитывать (он кстати хорошо смотрится в сочетании с красным светом свечного огня). Если нет ручной подгонки баланса белого (например, по шкале температуры), то можно сделать ряд "финтов ушами": "пицелёвые" диоды дают примерно ту же температуру, что и вспышка, Ацето - что и свеча (могу поспорить, что режим "свечи" есть даже на самой захудалой мыльнице).

Некоторые простые приёмы при съёмке "типичных" сюжетов.
Колодцы, меандры. Лучше снимать с человеком (а то и не одним) в кадре. Очень эффектно смотрится контровой свет. В колодцах я это реализую следующим образом: на SRT висят (сверху вниз) фотограф, модель, осветитель. Фотограф строит кадр, подавая команды модели и осветителю. Ущущение подъёма-спуска, кстати, даёт не кроль со стопером, а положение головы модели. Правило простое: голова вниз - спуск, вверх - подъём.
Залы. Опять же, лучше с человеком, для масштаба. Простейший случай: посередь зала стоит модель и осветитель в одном лице с ацетой на каске, желательно затылком к объективу, чтобы не засвечивать кадр. Усложнять можете сами.
Лёд. Только контровой и боковой свет. Никакого прямого, упаси боже!

Настоятельно рекомендую клеить защитную плёнку на экран при использовании цифровика. В темноте зачастую плохо работает автофокус - будьте внимательны, на маленьком экранчике не заметна слегка запоротая резкость. Кроме того есть ещё тысячи мелких нюансов, подобных описанным, но с ними вы разберётесь уже самостоятельно. А я откланиваюсь и желаю вам удачи, скромно надеясь, что время, потраченное на прочтение статьи, вы не считаете пропавшим зря. С наилучшими пожеланиями
=RC=



Работает на Drupal, система с открытым исходным кодом.
page | Dracula