Skip to Content

Ю.И.Берсенев. Охрана пещер в России.

Ю.И.Берсенев (Тихоокеанский институт географии ДВО РАН)
ОХРАНА ПЕЩЕР В РОССИИ
//Свет, 1993

     В последние годы происходят существенные изменения всей законодательной базы.  Не остались в стороне и юридические вопросы использования и охраны природы. Основным новым аспектом явилось лицензирование использования природных ресурсов.

     Применительно к  проблеме  охраны пещер необходимо выделить три основных новых юридических документа:  Закон Российской Федерации  о недрах (Постановление ВС РФ от 21.02.1992 N 2395-1); Положение о порядке лицензирования пользования недрами (Постановление ВС РФ от  15 июля  1992  г.  N 3314-1);  Типовое положение о памятниках природы в Российской Федерации (приказ Минприроды России N 33 от 14.12.92 г.). Лицензирование недр в России началось в конце 1992 г.  и в настоящее время происходит во все возрастающих объемах.  Вероятно, уже к концу 1993 г.  основное число горнодобывающих предприятий подтвердят путем лицензирования свое право на добычу полезных ископаемых,  что указывает  на необходимость принятия спелеологами срочных соответствующих мер по охране пещер.

     В Законе  о недрах есть такие статьи:  "Недра предоставляются в пользование для:  ...  4) Образования особо охраняемых геологических объектов,  имеющих научное, культурное, эстетическое,санитарно - оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны,  геологические заповедники,  заказники,  памятники природы,  пещеры и другие подземные полости) ..." (ст.6). "В соответствии с лицензией на право ... образования особо охраняемых геологических объектов участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода." (ст.7).  "Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий."  (ст.8).  "Сроки  пользования недрами  ...  Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для ... образования особо охраняемых объектов" (ст.10). "Лицензия удостоверяет право на ...  образование особо охраняемых геологических объектов ..." (ст.11).  "Освобождаются от платежей ...  :  3)пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов ..." (ст.40).

     В Положении о порядке лицензирования пользования недрами применительно к рассматриваемому вопросу есть такие статьи:  "В соответствии  с  видами  пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для ...  образования особо охраняемых объектов."  (ст.6.1); "Лицензия  на  право образования особо охраняемых объектов,  имеющих научное,  культурное,  эстетическое,  лечебно-оздоровительное и иное назначение, удостоверяет право на открытие научных и учебных полигонов,  геологических заповедников,  выделение памятников природы, использование в научных,  лечебно-оздоровительных или коммерческих целях пещер и иных природных подземных полостей.  Предоставление таких лицензий осуществляется после принятия соответствующими органами решений, определяющих статус выделенных участков недр" (ст.6.12). "При конкурсной системе победителем признается заявитель, (который) отвечает условиям конкурса и предоставивший ... наиболее соответствующее требованиям охраны недр и окружающей природной среды техническое решение ..." (ст.10.3).

     В Типовом положении о памятниках природы (Приложение N 2 к приказу N 33 Минприроды России от 14.12.92  Г.)  в  частности  сказано: "Основной  целью объявления природных объектов и комплексов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии" (П.4). Памятниками природы могут быть объявлены ...  : ... уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (...  карровые поля, группы пещер ... и т.п.); отдельные объекты живой и неживой природы (... скалы,  утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.) (П.5). "Объявление природных объектов и комплексов памятниками природы производится как правило без изъятия земельных участков, на которых они расположены, у собственников земли, землевладельцев и землепользователей.  Отвод земельных участков для  заявленных  целей  допускается лишь в исключительных случаях с соответствующим обоснованием его необходимости в установленном порядке" (П.8).  " В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут  создаваться охранные  зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности" (П.9).  " На территории расположения памятников  и  их охранных зон,  а также в отношении самих памятников запрещается всякая хозяйственная деятельность,  угрожающая состоянию и  сохранности охраняемых  природных  комплексов и объектов" (П.10).  "Режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы  не  сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается непосредственно собственниками,  владельцами, пользователями и арендаторами этих земельных участков,  или, по согласованию с ними,  иными физическими или юридическими лицами. Возможность, источники,  порядок, размеры и формы компенсации расходов физическим и юридическим лицам, обеспечивающим режим охраны памятников природы, определяются  органом  исполнительной  власти,  принявшим решение об объявлении природного  комплекса  или  объекта  памятником  природы" (П.12).  "Использование  памятников  природы допускается в следующих целях:  научных (мониторинг ...); эколого - просветительских (проведение  учебно-познавательных  экскурсий,  организации и обустройство экологических учебных троп,  снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска слайдов,  буклетов и т.п.);  рекреационных (транзитные прогулки);  природоохранных (сохранение генофонда видов живых  организмов,  обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных и т.п.); иных, в том числе производственных, целях, не  противоречащих  задачам  объявления  данных природных объектов и комплексов памятниками природы и установленному в их отношении режиму охраны" (П.20).

     Из данных законодательных актов видно,  что  они  не  полностью согласуются  между собой.  Одновременно ясно,  что для осуществления действенной охраны пещер теперь необходимо не просто  объявление  их памятниками природы, но и лицензирование таких объектов с получением соответствующего горного отвода.  При этом механизм получения  таких лицензий,  равно как источники средств для осуществления охраны,  по Положению о лицензировании должны разрабатываться и определяться Геолкомом  России  и  его  территориальными подразделениями,  имеющими большой опыт в деле эксплуатации минеральных ресурсов, но, зачастую, полное отсутствие опыта в деле охраны таких объектов недр, как пещеры.  Отсюда опасность подхода к ним, как к обычным объектам лицензирования  -  объявление конкурса и предоставление лицензии тому,  кто имеет больше финансовых средств и возможностей.  Как и все в настоящее время,  даже само лицензирование стоит немалых денежных средств. Поэтому,  вероятно,  в первую очередь лицензироваться будут  пещеры, которые могут без особых затрат на обустройство использоваться в качестве экскурсионных объектов  и,  соответственно,  приносить  доход владельцам лицензии.  Соответственно, объекты, ранее объявленные государственными памятниками природы,  и пещеры, ранее не выделявшиеся в качестве охраняемых объектов,  могут оказаться переданными, на совершенно законных основаниях, юридическим лицам для их эксплуатации. При  этом  данные лица могут не только не обладать соответствующими, необходимыми для этого знаниями и не ставить перед собой целей  максимального сохранения пещер,  но и не допускать в них некогда нашедших и обследовавших эти пещеры спелеологов.

     Вторая проблема,  возникающая  в  связи с лицензированием недр, заключается в том, что многие пещеры располагаются вблизи каких-либо месторождений полезных ископаемых, например месторождений строительных материалов и рудных скарновых месторождений и даже находятся  на территории горных отводов горнодобывающих предприятий.  Естественно, эти предприятия стараются получить лицензию  на  как  можно  больший участок  недр  и  становятся полноправными его владельцами,  то есть после этого акта судьба пещер на данной территории  находится  в  их власти на длительный (преимущественно на 20 лет) срок.

     Третья проблема - объекты местного значения,  такие как  месторождения общераспространенных полезных ископаемых, должны лицензироваться в районных комиссиях по лицензированию. Известно, что в районах  зачастую  плохо  осведомлены  о наличии и ценности тех или иных природоохранных объектов.  Но главное то,  что в прежние  годы  было очень трудно объявить ту или иную пещеру в статусе памятника природы союзного или республиканского значения и органы Общества охраны природы  (ВООП) преимущественно ограничивались объявлением объектов памятниками местного значения.  Данный статус в то время  включал  как краевой (областной),  так и районный масштаб их значимости без соответствующего разграничения. С выходом (20.07.91 г.) Закона о местном самоуправлении в РСФСР (ст.53, п.2; ст.55, п.21) и Закона Российской Федерации о краевом,  областном Совете народных депутатов и  краевой областной администрации 5.03.1992 г. (ст.45, п.15) появилась острейшая необходимость такого  разграничения  памятников  природы,  иначе судьба  некоторых  уникальных в масштабе страны пещер будет решаться районными комитетами по лицензированию,  которые могут оказаться совершенно некомпетентными для решения таких вопросов.

     Решение данных проблем затруднено отсутствием некоторых законодательных  и нормативных актов и соответствующего опыта.  Тем не менее, данные проблемы можно подразделить на вполне решаемые вопросы:

  1.  Составление  и  распространение  в  заинтересованных органах власти и ведомствах (комитетах по охране природы,  комитетах по геологии и охране недр, администрациях краев, областей и районов) каталогов особо охраняемых объектов карстового происхождения, находящихся на территории,  подведомственной данным органам власти.  В данных каталогах должны быть указаны предлагаемые и официально утвержденные ранги значимости объектов и основные пути их охраны (необходимые ограничения хозяйственной деятельности).
  2. Непосредственное  участие (путем подачи конкретных предложений) в разработке местного (краевого или областного) положения о лицензировании особо охраняемых объектов.
  3.  Участие в проведении конкурсов по лицензированию особо охраняемых объектов и таким путем приобретение в пользование коллективом спелеологов горного и земельного отводов на охраняемую территорию  с регламентируемой  возможностью  ее использования в рекреационных целях.
  4. Решение  финансовых проблем,  связанных с образованием особо охраняемых объектов может быть полностью или в значительной  степени осуществлено за счет внебюджетных фондов,  которые по Закону о местном самоуправлении в РСФСР (ст.46) должны расходоваться "на проведение природоохранительных и оздоровительных мероприятий".

     Главная задача спелеологов России в настоящее время - не прозевать  и не отдать решение этих проблем на откуп некомпетентным в пещерных вопросах официальным лицам. Переделывать ранее принятые положения  и решения на несколько порядков сложнее,  чем успеть вклинить рациональные предложения в готовящиеся официальные документы.



Работает на Drupal, система с открытым исходным кодом.
page | Dracula